Вездеход КамАЗ-4310
Сегодня на российских дорогах можно увидеть множество самых разных моделей грузовиков. В условиях столь жесткой конкуренции отечественным производителям приходится нелегко, однако, КамАЗы по-прежнему сохраняют свою популярность. В 80-е годы прошлого века им удалось стать гордостью советского автомобилестроения. Наиболее удачным образцом считался тогда полноприводный грузовик КамАЗ 4310. Эти машины, изначально разработанные для армии, нашли себе применение и в мирной жизни, а модификации, появившиеся в 90-е годы, успешно используются и в наши дни.
Историческая справка
Как известно, официальной датой начала работы Камского автомобильного завода считается 16 февраля 1976 года. В тот день с конвейера сошел первый грузовик, изготовленный на этом предприятии. Между тем создание вездехода, известного ныне как КамАЗ-4310, началось еще в 1967, то есть за два года до того, как на месте будущего гиганта советской индустрии был вырыт первый котлован.
Объясняется такой парадокс очень просто – эта машина, как и камский «первенец», автомобиль КамАЗ-5320, создавалась конструкторами Московского автозавода имени Лихачева, знаменитого и ныне уже погибшего ЗиЛа. Именно на этом предприятии, начиная еще с 1969 и по 1978 были изготовлены макеты, прототипы и первые образцы полноприводного грузового автомобиля КамАЗ-4310. Ответственным за проектирование и дальнейшую разработку был В. А. Вязьмин, а общее руководство было возложено на А. М. Кригера — главного конструктора ЗиЛа.
Появление
В соответствии с техническим заданием, полученным еще в 1967и уточненным приблизительно год спустя, предполагалось создать одновременно шесть различных вариантов новой машины:
- КамАЗ-4310. Основная модификация. Платформа для перевозки грузов снабжена задним откидывающимся бортом;
- КамАЗ-43103. В целом совпадает с базовой моделью, отличаясь от неё кабиной, внутри которой обустроено спальное место;
- КамАЗ-43101. Платформа для перевозки грузов имеет не один, а три откидывающихся борта;
- КамАЗ-43102. Совпадает с модификацией 43101, но в кабине размещено спальное место;
- КамАЗ-43104. Грузовой платформы нет, допускается установка различных видов кузова или какого-либо специального оборудования. Наиболее универсальный вариант – это могла быть бетономешалка, лесовоз, тягач, манипулятор – применение обеспечивалось оснащением;
- КамАЗ-4410. Представляет собой седельный тягач, способен буксировать полуприцеп массой в 15 тонн.
Первые 12 машин, среди которых присутствовали все перечисленные модификации, были изготовлены на ЗиЛе в период с 1972 по 1975 годы. Выпуск осуществлялся четырьмя последовательными небольшими сериями.
Межведомственные испытания проводились с апреля 1976 года и до марта 1977. По каким-то причинам варианты 43104 и 43101 участия в них не принимали, хотя едва ли это было принципиально, поскольку в основном конструкция всех модификаций совпадала.
В ходе проверки автомобили преодолели от 33 000 до 37 000 километров, передвигаясь, в частности, в условиях высокогорья (вплоть до высоты в 3 370 метров), по грунтовым и шоссейным дорогам. Один из этапов испытаний проводился неподалеку от города Чита, при значительных морозах – до минус 42-х градусов. Кроме того, грузовики опробовали на специальном автополигоне НАМИ (научный автобильный и моторный институт).
Общий пробег некоторых опытных образцов КамАЗ-4310 после заводских и межведомственных испытаний превысил 200 000 км, а все вместе они проехали почти полтора миллиона километров.
Все обнаруженные недостатки и дефекты были устранены в довольно сжатые сроки, и уже в 1978 году доработанные машины были отправлены в новый пробег протяженностью в 18 000 км, в ходе которого полноприводные КамАЗы от Москвы доехали до строящейся Байкало-Амурской магистрали, затем отправились в Иркутск и, наконец, вернулись в столицу. После этого началась подготовка к серийному производству – уже в Набережных Челнах.
К тому времени Камский завод уже освоил выпуск грузовика КамАЗ-5320, однако, для изготовления полноприводной машины требовалась отдельная производственная линия. Её эксплуатация началась в феврале 1981, причем это событие было «подогнано» к началу XXVI съезда КПСС. Чтобы не опоздать с «поздравлением», первую партию автомобилей КамАЗ-4310 собрали «в наладочном режиме» на главном конвейере первой линии.
Работу удалось завершить вовремя, и пять грузовиков-вездеходов отправили в Москву для демонстрации партийному руководству. Один из них, уже доехав до столицы, неожиданно вышел из строя – поломалось сцепление. Машину загнали в первую же попавшуюся подворотню, а оставшиеся четыре всё же добрались до Кремля, в том числе и КамАЗ-43105 под номером 001, на котором была сделана надпись о том, что он является подарком к съезду.
Во всём этом определенно присутствовали элементы «показухи», ведь реальное крупносерийное производство новых машин удалось развернуть лишь в 1983 году. Тем не менее КамАЗ-4310, безусловно, стал большой удачей для СССР: это был один из самых передовых автомобилей своего класса во всём мире.
Развитие
Переход к серийному производству еще не означал, что разработка нового грузовика повышенной проходимости завершена. Конструкторы продолжали улучшать КамАЗ-4310, стремясь, в частности, увеличить его грузоподъемность. Некоторые модификации машины получили возможность перевозить в кузове уже не 6, а 7 тонн. Кроме того, были предприняты меры по увеличению объема моторного масла.
В 1984 году полноприводные КамАЗы начали выпускать с обновленным бампером, а в 1989 – с более мощным двигателем. Одновременно целый ряд механизмов трансмиссии и подвески был усилен, что обеспечило повышение устойчивости к износу и механическим повреждениям.
В 90-е годы появилось еще несколько модификаций вездехода. Одна из них, получившая название «Тайфун-1», представляла собой попытку превращения армейского грузовика в бронеавтомобиль. Следует, однако, учитывать, что современные «Тайфуны» ничего общего с той экспериментальной машиной не имеют. Гораздо более перспективной оказалась модель КамАЗ-43118. Этот автомобиль, оснащенный двигателем мощностью в 260 лошадиных сил, способен перевозить до 10 тонн груза. В 2017 году КамАЗ-43118 был признан самым продаваемым грузовиком в России. Производство вездеходов продолжается до сих пор, хотя выпуск их базовой модели, 4310, прекращен еще в 1990 году.
Описание конструкции
КамАЗ-4310 представляет собой полноприводный трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости с бескапотной схемой компоновки. Во многом эта машина отличалась от всех других вездеходов, производившихся в СССР, а наиболее оригинальным стало устройство привода ведущих мостов.
Трансмиссия
Все три моста грузовика похожи по своей конструкции, но передний используется для маневрирования, что потребовало оборудовать его шарнирами равных угловых скоростей.
Коробка передач автомобиля КамАЗ-4310 – механическая.
Передаточные числа следующие:
- Первая ступень – 7,82;
- Вторая ступень – 4,03;
- Третья ступень – 2,5;
- Четвертая ступень – 1,53;
- Пятая ступень – 1,0;
- Задний ход – 7,38.
МКПП оборудована синхронизаторами.
Кроме того, в состав трансмиссии входит двухступенчатая раздаточная коробка. Передаточное число первой ступени составляет 1,692, а второй – 0,917. Первоначально для управления раздаточной коробкой применялся электропневматический привод, однако, начиная с 1988 года был осуществлен переход на «чистую» пневматику.
Поскольку база грузовика КамАЗ-4310 довольно велика, при езде по бездорожью могут возникать ситуации, при которых колёса машины будут двигаться каждое со своей собственной угловой скоростью. Чтобы сохранить управляемость и обеспечить необходимый уровень проходимости, на автомобиль устанавливается механизм несимметричного межосевого дифференциала.
При обычной поездке «раздатка» КамАЗ 4310, схема которой включает в себя это устройство, передаёт одну треть крутящего момента на переднюю пару колёс, а две трети – на два других моста. Дифференциал можно заблокировать, используя для этого пневматический привод.
К раздаточной коробке подключен еще механизм отбора мощности, при помощи которого двигатель может «поделиться» шестьюдесятью лошадиными силами. Монтируется «раздатка» на несущую раму, но не непосредственно, а с упором на четыре резиновые подушки. Такое соединение предохраняет механизмы от резких ударов и колебаний во время поездки и увеличивает тем самым ресурс их использования. Эта особенность конструкции автомобиля выгодно отличает его от многих других полноприводных машин.
В конструкцию трансмиссии КамАЗ-4310 также входят четыре карданных вала. Три из них подсоединены к мостам, один – промежуточный.
Сцепление – двухдисковое, сухое, снабжено пневмогидравлическим усилителем, облегчающим переключение передач.
Для изготовления мостов используются стальные балки, сделанные методом штамповки. Присоединение к ним картерных люков, кронштейнов крепления рессор и тормозных фланцев выполняется при помощи сварки.
Кабина
Кабина автомобиля КамАЗ-4310 крепится к несущей раме, непосредственно над двигателем. Мягкость подвески достигается благодаря подрессоренным опорам в задней части. Для доступа к двигателю кабина сделана поворотной, на передних шарнирных опорах. «Опрокидывание» выполняется при помощи специального гидравлического подъемника. Максимальный угол наклона может достигать 60 градусов при полной замене мотора, а при обычном обслуживании и ремонте – до 38 градусов.
Изготовлена кабина полностью из металла методом сварки. Её основным несущим элементом является силовой каркас, на который подвешиваются двери, задняя стенка, крыша и панель облицовки. Внутри размещены различные приборы, оборудование и органы управления. Сам каркас сделан из листовой стали уголкового и коробчатого профиля.
Панель облицовки можно поднять и зафиксировать при помощи двух упоров телескопического типа. Благодаря этому обеспечивается доступ к стеклоочистителям, электрооборудованию и отопительной системе.
Окна кабины оснащены поворотными форточками и механизмами подъема и опускания стекол с ручным приводом. Зеркала заднего обзора – внешние, закреплены на кронштейнах. Лобовое стекло представляет собой триплекс. Имеется тепло- и шумоизоляция, кроме того, предприняты меры и для того, чтобы в кабине не чувствовалась вибрация.
На ряде модификаций автомобиля кабина оборудована спальным местом для отдыха водителя при поездках на значительное расстояние.
Кузов
Кузов базовой модели автомобиля КамАЗ-4310 был довольно простым по своей конструкции. Он изготавливался из металла и имел откидывающийся задний борт. Одновременно был создан вариант с тремя откидывающимися бортами, что упрощало погрузочно-разгрузочные работы.
В кузове можно было установить скамейки для перевозки людей, допускалось использование высокого брезентового верха, растянутого на специальных каркасных металлических дугах. В дальнейшем на КамАЗ-4310 начали устанавливать закрытые герметизированные фургоны (кунги). Кроме того, на шасси этого грузовика делались самосвалы и специальные автомобили.
Лебедка
Как и многие другие колесные вездеходы, КамАЗ-4310 оснащен лебедкой. Она может быть использована для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, оказания технической помощи другим транспортным средствам, а также (и это главное) для самовытаскивания при застревании.
Лебедка приводится в движение механизмом отбора мощности «раздатки» и создает усилие до 35 килоньютонов при подаче троса вперед. В обратном направлении обеспечивается тяга в 50 кН.
Основные элементы конструкции лебедки:
- Барабан с намотанным на него тросом;
- Тормоз (сделан автоматическим);
- Укладчик троса;
- Червячный редуктор.
Устанавливается лебедка на раму машины, в её задней части.
Топливная система
В качестве горючего автомобиль использует соляровое масло. Первоначальные модификации машины оснащались двумя баками, каждый на 125 литров, а на поздних вариантах заправочные емкости КамАЗ 4310 доведены до общего объема в 560 л.
Подача топлива обеспечивается двумя насосами – низкого и высокого давления. Солярка при этом проходит через фильтры грубой и тонкой очистки.
Равномерность распределения горючего по цилиндрам мотора обеспечивается насосом высокого давления. Это устройство снабжено перепускным клапаном, при помощи которого избыточное топливо отводится в бак.
В «постсоветское» время ёмкости для горючего на КамАЗах получили заправочные горловины, запирающиеся на замок. Это нехитрое устройство предназначено для предотвращения кражи топлива.
Двигатель
Первоначально силовой установкой был двигатель КамАЗ-740.10. Это восьмицилиндровый шестнадцатиклапанный дизельный мотор V-образной формы с рабочим объемом в 10,85 литра. При 2600 оборотах в минуту он достигал своей максимальной мощности, составлявшей 210 лошадиных сил. Крутящий момент у этого двигателя, устанавливавшегося также на грузовик КамАЗ-5320, доходил до 637 Нм (скорость вращения главного вала – 1600 оборотов в минуту).
Начиная с 1989 года вездеход стал оборудоваться более мощным мотором КамАЗ-740.10-20. У этого двигателя в те годы появилось неофициальное название «Рекс». Рабочий объем цилиндров остался тем же, а вот крутящий момент и мощность увеличились до 667 Нм и 220 л.с. соответственно.
Емкость системы смазки двигателя — 28 литров.
Подвеска, тормозная система и колёса
Устройство подвески автомобиля КамАЗ-4310 имеет определенное сходство со схемами, использованными на других грузовиках, таких, например, как «Урал». Её основными элементами являются стальные листовые рессоры полуэллиптической формы со скользящими задними концами и амортизаторы телескопического типа (установлены только на передней оси).
Колёсные диски – с ободом 310-533. На автомобиле используются широкопрофильные шины ИП-184 с габаритными размерами 1220х400х-533. Некоторые модификации вездехода оборудованы системой регулировки давления воздуха в шинах, позволяющей варьировать этот параметр в пределах от 0,8 до 3,2 кгс на квадратный сантиметр. Если механизма подкачки нет, давление должно составлять 3,5 кгс на кв.см.
Каждое из шести колёс снабжено собственным тормозным механизмом с двумя внутренними колодками и барабаном. По мере эксплуатации, колодки постепенно изнашиваются, что приводит к увеличению зазора между ними и барабаном. Исправить эту ситуацию можно при помощи регулировочного рычага, но иногда приходится прибегать и к полной разборке всего механизма.
Привод тормозной системы – пневматический. Необходимое для его работы сжатие воздуха создается компрессором. В кабине имеется манометр, показывающий уровень давления в обоих контурах пневмосистемы. При его критическом падении на приборной панели загораются аварийные лампы и включается звуковой сигнал.
Схемы стояночной и запасной тормозной системы КамАЗ-4310 совмещены. Обе они оснащены пневматическим приводом, для обеспечения работы которого используются так называемые энергоаккумуляторы – цилиндры с размещенными в них силовыми пружинами. При движении автомобиля воздух под давлением сжимает силовую пружину, что приводит к отключению стояночного тормоза. При остановке давление падает, пружина разжимается и колесо блокируется.
Органы управления
Рулевой механизм автомобиля КамАЗ-4310 имеет передаточное число 21,7. Чтобы облегчить работу водителя, используется гидроусилитель. При повороте рулевого колеса воздействие передается через колонку и карданную передачу на ведущую шестерню углового редуктора.
Движение с неисправным гидроусилителем руля допускается лишь на небольшие расстояния в случае крайней необходимости.
Технические характеристики
Основные ТТХ для базовой модели, её «народнохозяйственного» варианта и позднейшей модификации:
КамАЗ-4310 | КамАЗ-43105 | КамАЗ-43118 | |
Полная масса | 15 тонн | 15,5 тонны | 20,7 тонны |
Грузоподъемность | 5 тонн | 7 тонн | 10 тонн |
Масса прицепа | До 10 тонн | До 11,5 тонн | |
Запас горючего | 250 литров | 250 литров | 560 литров |
Максимальная скорость | 85 км/ч | 85 км/ч | 90 км/ч |
Длина | 7,65 м | 7,73 м | 8,58 м |
Ширина | 2,5 м | 2,5 м | 2,5 м |
Высота | 3,2 м | 3,53 м | 3,455 м |
Клиренс | 365 мм | 365 мм | 385 мм |
Мощность двигателя | 210 л.с. | 210 л.с. | 260 л.с |
Расход топлива на 100 километров зависит от нагруженности машины и колеблется от 31 до 40 литров. Технические характеристики упрощенной модификации КамАЗ 43105 могли изменяться при её «доделке» до уровня армейского грузовика, что иногда практиковалось.
Модельный ряд и модификации
Полноприводный автомобиль КамАЗ-4310 выпускался в следующих основных вариантах:
- Базовая модель;
- КамАЗ-43105 – упрощенная «сельскохозяйственная» модификация с обычным металлическим бортовым кузовом. На машине отсутствует система регулировки давления в шинах. Кроме того, увеличена длина грузовой платформы, а запасное колесо «переехало» в кузов;
- КамАЗ-43101. Выпускался с 1989 года. Оснащен новым двигателем на 220 л.с. Усилена конструкция подвески, рулевого управления и трансмиссии. Кроме того, добавлена защита картера двигателя;
- КамАЗ-43106. Модернизированный вариант модификации 43105 с новым двигателем;
- КамАЗ-431017 – «тропическое исполнение» модификации 43101;
- КамАЗ-4510 – полноприводный самосвал для перевозки сыпучих грузов. Кузов может быть опрокинут как вправо, так и влево.
В 90-е годы прошлого века уже не в СССР, а в РФ были созданы наиболее совершенные модификации этой машины – КамАЗ-43114 (армейский), КамАЗ-43115 (гражданский) и КамАЗ-43118 (транспортный). Эти автомобили оснащены новыми двигателями и обладают заметно возросшими возможностями.
Кроме того, на базе внедорожника был создан спортивный КамАЗ-С4310. Его главным отличием стал двигатель – вначале он был форсирован до 290 лошадиных сил, а затем автомобиль оснастили мотором мощностью в 430 л.с. На этой машине улучшили систему смазки, изменили подвеску и охлаждение. Спортивная модификация неоднократно участвовала в различных ралли, наиболее известным из которых является «Париж-Дакар».
Боевое применение
Как только начался крупносерийный выпуск автомобиля КамАЗ-4310, его стали отправлять в действующую армию. Больше всего машин поступило в состав «ограниченного контингента советских войск», находившегося на территории Афганистана. Военным новый вездеход понравился. Особых трудностей с его освоением не возникло, поскольку армия уже имела опыт применения грузовика КамАЗ-5320.
По сравнению с другими видами транспорта, которые использовались в условиях реальных боевых действий в Афганистане, КамАЗ-4310 был намного более комфортабельным. Кроме того, это была одна из наиболее надежных машин, поскольку военная приёмка не пропускала автомобили с низким качеством сборки. Особенной похвалы удостоилось рулевое управление – тяжелый грузовик не требовал от водителя значительных усилий при маневрировании.
В то же время эксплуатация в столь жестких условиях выявила и ряд недоработок. Нарекания вызывали, например, частые протечки системы охлаждения, которая оказалась чересчур «нежной» для дорожных условий Афганистана. Головки блока цилиндров тоже не проявляли требуемой герметичности – уже после 50 тысяч километров пробега из них начинало сочиться масло.
В итоге весь этот военный опыт позволил намного улучшить автомобиль. Доработки сделали конструкцию более живучей и прочной, характеристики её существенно повысились.
Достоинства и недостатки
Положительные качества автомобиля КамАЗ-4310:
- Отличная проходимость;
- Значительная грузоподъемность;
- Простота эксплуатации и технического обслуживания;
- Высокий уровень унификации по комплектующим с другими моделями КамАЗа;
- Невысокая цена;
- Возможность использования при любом температурном режиме.
Из недостатков можно отметить сравнительно небольшую динамичность автомобиля – разгоняется он медленно, максимальная скорость невысокая. Кроме того, уровень комфорта в кабине далеко отстает от современных требований, а расход топлива чересчур велик.
Источник https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/kamaz-4310/