Виды тормозных систем велосипеда. Минусы и плюсы
Движение на транспортном средстве напрямую связано с изменением скорости и возможными препятствиями на пути. Чем выше скорость, тем опаснее последствия экстренных ситуаций, независимо от того, на каком транспортном средстве вы передвигаетесь.
Само собой, для велосипедиста вопрос безопасности всегда будет в приоритете, так как средняя скорость достигает 20-25 км/ч, а на ровных дорогах шоссейный велосипед способен разогнаться до 50км/ч. Согласитесь, что без дополнительной защиты даже падение на минимальной скорости доставляет много неприятностей. Именно поэтому тормозная система велосипеда так важна и отвечает за безопасность велосипедиста.
Но если просмотреть доступные варианты на разных моделях велосипедов, то легко можно запутаться. Названия «V-brake», «клещевые», «гидравлика» и тд. звучат пугающе для новичка в велосипедной теме и не дают понятия о том, что из всего подойдёт больше или меньше.
Сегодня мы поможем разобраться в теме тормозной системы велосипеда и расскажем, в чём разница между типами тормозов, какие плюсы и минусы присущи каждому из них, какой уход необходим для эффективности.
Барабанные (педальные) тормоза
Используются в велосипедах с давних времен и известны многим пользователям. Работают они по принципу автомобильных, но только без гидравлического управления. Пара колодок прижимаются к внешней части корпуса ступицы колеса в тот момент, когда вы прокручиваете педали в обратную сторону (против движения). Отсюда и название «ножной», которое можно увидеть с таким же значением.
Тормоза такой конструкции можно встретить чаще всего в классических городских велосипедах с фиксированной скоростью или в детских велосипедах. Механизм их работы очень простой и незамысловатый. Все детали спрятаны внутри втулки заднего или переднего колеса (в зависимости от того, где установлен тормоз).
Своеобразная герметичность не даёт возможности попадать внутрь различной грязи, песку и воде, что полностью исключает необходимость какого-то дополнительного ухода и по праву считается одним из самых явных плюсов барабанных тормозов. Долговечность системы также вне конкуренции, вряд ли придётся чинить или менять раньше, чем выйдет из строя сам велосипед. Различные искривления и «восьмёрки» не влияют на эффективность тормозов. Можно смело прислонять велосипед или класть на колесо, не боясь что-то повредить.
Барабанный тормоз часто устанавливают на велосипед в связке с ободным тормозом на другом колесе, что является отличным сочетанием и дополнительным пунктом безопасности.
К минусам такого тормоза можно отнести невозможность установки на многоскоростной велосипед из-за конструкции задней втулки и вероятность остаться без тормоза в том случае, если слетела цепь. Решается эта проблема установкой дополнительного тормоза на другое колесо.
Ободные тормоза
Следующий тип тормозов, которые встречаются чаще всего в велосипедах начального уровня. Такие тормоза работают по принципу «сжимания обода» тормозными колодками. Существует несколько разновидностей ободных тормозов.
- V-brake – наиболее распространенный вариант ободных тормозов с низкой стоимостью и лёгким весом, которые можно встретить в любом магазине. Очень простая конструкция, не требует отдельного упора троса на раме велосипеда. Заменить такие тормоза или поменять колодки не составит никакого труда во всех смыслах.
- U-brake — встречаются реже предыдущих и увидеть можно чаще на шоссейных и BMX велосипедах. Боковые выступы тормоза и тросиков минимальны, что сокращает вероятность повреждения механизма или одежды велосипедиста во время фристайл выступлений. Прикрепляются непосредственно к раме или вилке.
- Клещевые – практически не используются в современных моделях велосипедов, раньше преобладали в шоссейниках. Конструкция такого ободного тормоза напоминает клещи, отсюда и название. Очень просты в настройке, но имеют больший вес и ограничены толщиной покрышки.
- Кантеливерные – предшественник V-brake тормозов. Механизм состоит из двух рычагов и колодок, которые передвигаются с помощью пары тросиков. Нуждаются в частой настройке и не обладают высокой мощностью торможения. Крепятся всего на один болт, что снижает надёжность таких тормозов.
Ободные тормоза обладают рядом преимуществ. Они достаточно лёгкие, недорогие, простые в уходе и обслуживании. Тормозные колодки – сменный элемент ободных тормозов, который периодически нужно осматривать на предмет износа и менять при необходимости. Материал колодок может быть выполнен из кожи, резины, керамики или пробки. Все ободные тормоза приводятся в действие рычагами на руле (в отличии от ножного тормоза).
Настройка тормозов производится по мере износа колодок, так как при этом теряется их центрирование, что может повлиять на качество торможения.
Есть у ободных тормозов и свои недостатки.
Прежде всего, они плохо работают на колёсах с «восьмёрками» из-за неровностей обода и, если тормоза недостаточно хорошо настроены.
Не любят такие тормоза и плохие погодные условия, связанные с большим количеством грязи и воды. Тормоза теряют сцепление с загрязнённой поверхностью обода, что может сильно усложнить ситуацию в экстренный момент торможения. Рекомендуется притормаживать короткими нажатиями на рычаг, чтобы подсушить обод от попавшей влаги.
Также свойственно таким тормозам нагревание при длительном торможении, что приводит к повреждению покрышек и износу колодок.
Все эти недостатки весьма условны и устранимы, необходимо только вовремя менять изношенные элементы и следить за исправностью механизма. Да и условия, перечисленные выше объективно редко встречаются на пути велосипедиста – любителя, приобретающего бюджетный велосипед начального уровня
Дисковые тормоза
Третий тип тормозной системы, у которого есть примерно равное количество преимуществ и недостатков, но при этом он остаётся «любимчиком» многих велосипедистов.
Встречаются на горных, гибридных, туристических, а также на гоночных велосипедах и всех других велосипедах для скоростного спуска.
Дисковый тормоз состоит из металлического диска, установленного на втулку колеса, а слева от него находится специальный механизм, прижимающий тормозную колодку к диску.
Размер диска (ротора) напрямую влияет на эффективность торможения. Чем он больше, тем лучше тормозная функция и выше максимальная нагрузка. Для велосипедистов весом 100кг и более рекомендуется устанавливать ротор с диаметром 180 мм и более.
Торможение происходит при помощи нажатия рычагов на руле и существует двух типов:
1. Механический – тормозные рычаги соединены с тросиками, ведущими к самому тормозу. Такой механизм отличается невысокой стоимостью, но требует обслуживания, связанного с открытым тросиком.
2. Гидравлический- тормозные рычаги приводят в действие тормозную жидкость, которая находится в шланге под большим давлением и перемещает поршни, прижимая колодки к диску. Наиболее эффективная система торможения, но с высокой стоимостью и требует специального оборудования для ремонта. Гидравлический механизм закрыт и поэтому меньше подвержен проблемам, связанных с загрязнением.
Из преимуществ дисковых тормозов отметим их высокую эффективность по отношению ко всем остальным, быстроту срабатывания и износоустойчивость. Достаточно лёгкого нажатия на рычаг и велосипед тут же останавливается.
Также дисковым тормозам не страшны «восьмёрки» колеса, так как они не соприкасаются напрямую с ободом. Сложные погодные условия, грязь, слякоть или сильный дождь – не преграда для такого типа тормозной системы.
Минусом дисковых тормозов может стать значительная стоимость системы, если сравнивать с предыдущими вариантами и больший вес. Таким тормозам противопоказано любое попадание смазочных веществ, так как тормозные колодки потеряют свои свойства соприкосновения с ротором и их, скорее всего, придётся заменить.
Следует быть внимательными при транспортировке или хранении велосипеда с дисковыми тормозами, избегать повреждений ротора, так как выпрямить его крайне сложно, а ехать с повреждённым будет невозможно.
Какую тормозную систему выбрать
Здесь всё зависит от того, в каком стиле вы планируете кататься на велосипеде.
Для плавной неторопливой езды по городу можно рассматривать велосипеды с ножным тормозом, если там всего одна скорость или ободные тормоза, которые просты в обслуживании и не требуют больших финансовых вложений.
Для экстремальных условий, быстрых спусков или сложно проходимых местностей лучше останавливаться на дисковых тормозах. Несмотря на их дополнительный вес и высокую стоимость – это наиболее оптимальный вариант, обеспечивающий быстрое торможение.
Существуют и другие тормозные системы, на которых мы не будем останавливаться, так как они не используются в настоящее время или используются крайне редко.
Рекомендуем перед каждой поездкой внимательно осматривать тормоза на наличие дефектов и работоспособность, вовремя менять изношенные элементы и очищать от загрязнений. В случае необходимости – обращайтесь за помощью в сервисное обслуживание для устранения неполадок.
Общество с ограниченной ответственностью «МотоВелоЗавод» (ООО «МВЗ») в лице заместителя директора Цуран Максима Николаевича, действующего на основании Доверенности №37 от 27.12.19 г. 220033 г. Минск, пр-т Партизанский, д.8, корп. 28, каб.15. УНП 192542699 ОКПО 382527835000
Почтовый адрес 220033, г. Минск, а/я 24 ОАО «Белвнешэкономбанк» (ОАО «Банк БелВЭБ») Минское отделение 2, 220020, г. Минск, пр-т Победителей, 115 БИК BELBBY2X BY75BELB30120164050010226000 (BYN) | ТР РБ 04.11.2019 | info@motoveloshop.by
Источник https://motoveloshop.by/vidy-tormoznyh-sistem-velosipeda-minusy-i-plyusy