Замена масла в АКПП: когда нужно позаботиться об «автомате»
Владельцы машин с АКПП делятся на два лагеря. Первые верят, что «масло залито на весь срок службы», а вторые убеждены, что «вечное масло» — маркетинговый ход. Разберемся, когда действительно требуется замена масла в коробке автомат.
Зачем нужна замена масла в АКПП
Масло в коробке передач выполняет три основные функции:
- Уменьшает трение деталей благодаря смазывающему эффекту.
- Очищает от металлических частиц, которые неизбежно появляются при трении.
- Защищает от перегрева и окисления деталей коробки.
Очевидно, что со временем эффективность всех функций трансмиссионного масла уменьшается.
Проблемы замены трансмиссионного масла
Адепты позиции «масло залито на весь срок службы» обычно рассказывают страшилки, как сын брата коллеги 200 км не менял масло и ездил без проблем. А как только поменял, машина встала и потребовался дорогой ремонт коробки.
Удивительно, но иногда такие рассказы — чистая правда.
Если владелец долго не менял масло в АКПП, то оно постепенно теряло свои свойства. Коробка изнашивалась, но кое-как справлялась. А когда залили свежее масло с действующими присадками, коробка просто перестала работать:
- засорились каналы гидроблока;
- увеличилось давление масляного насоса;
- снесло прокладки (которые наверняка уже задубели и покрылись трещинами).
Если вы купили автомобиль с рук и не уверены в его качественном обслуживании, будьте готовы, что замена масла приведет к ремонту коробки. Впрочем, если масло не менять, АКПП все равно выйдет из строя.
Сроки замены масла в коробке
Когда нужна замена масла в КПП — решают автопроизводители и производители КПП. В среднем это каждые 60-80 тысяч км пробега. В старых АКПП иногда требуется замена масла каждые 30-40 тысяч км пробега. Но производители не всегда указывают этот срок, как, например, АвтоВАЗ для Гранты. Тогда заботливому владельцу стоит узнать рекомендуемые сроки замены масла у производителя коробки передач. Для LADA Granta это японский производитель Jatco.
Замена масла в АКПП популярных авто:
- LADA Granta — 40 тысяч км (частичная), 80 тысяч км (полная);
- Hyundai Solaris и KIA Rio — 60 тысяч км;
- Volkswagen Polo — 60 тысяч км;
- Toyota Camry — 40 тысяч км (без фильтра), 80 тысяч км (с фильтром);
- Ford Focus — 60 тысяч км;
- Opel Astra — 60-80 тысяч км.
Чтобы узнать точные сроки, откройте руководство по эксплуатации вашего автомобиля или обратитесь в сервисный центр марки. Часто в инструкции к автомобилю нового поколения написано, что замена масла в АКПП не требуется. При этом в сервисном центре вам могут сказать, что масло все же лучше менять. Настаивать на замене масла сервисмены не могут, решение об этом принимает только владелец автомобиля.
Как узнать, что пора менять масло в АКПП
- Отслеживать интервалы пробега, предусмотренные производителем автомобиля или АКПП для замены масла.
- Обратить внимание на сбои в работе АКПП: когда вы заметили рывки при переключении передач или некоторые передачи вообще перестали включаться.
Но лучше проверять масло на его количество и качество и без этих условиях. Некоторые АКПП имеют щуп, похожий на тот, что установлен в двигателе, а значит производитель авто предполагает, что масло в коробке будут проверять и периодически менять. Обычно щуп коробки бывает ярко-красным. Его хорошо видно среди прочих деталей.
Как проверить уровень масла в КПП щупом
Уровень масла в АКПП лучше проверять в прогретом автомобиле, даже не выключая двигатель:
- Достаньте щуп АКПП.
- Вытрите его чистой тряпкой.
- Вставьте щуп.
- Выньте щуп и осмотрите. Масло должно доходить до отметки Hot, если автомобиль прогрет. Если вы все же решили провести проверку на холодный двигатель, то уровень масла должен доходить до отметки Cold.
- При отметке ниже необходимого уровня, стоит обратиться в сервис или самостоятельно долить масло, ведь масляное голодание сильно вредит ресурсу АКПП.
Как проверить уровень масла в КПП без щупа
Некоторые АКПП не оборудованы щупом. Проверить уровень масла в таких коробках можно только при помощи слива на эстакаде или в смотровой яме:
- Хорошо прогретый автомобиль нужно ровно установить наверху.
- Двигатель не выключать, выбрать на АКПП режим «паркинг».
- Снизу снять сливную пробку.
- Если вытекло немного масла, значит уровень достаточный. Если масло не вытекает, значит масла в коробке мало и нужно доливать.
Доверить процедуру проверки масла в коробках без щупа лучше профессионалам в сервисе.
При проверке уровня масла также нужно посмотреть, есть ли в масле металлическая стружка, примеси и другие признаки старения масла. Если масло потеряло свой ресурс, его следует частично или полностью заменить.
Какую замену масла в коробке автомат выбрать: полную или частичную
Когда делают полную замену масла в КПП
Полную замену делают или при ремонте АКПП, или на автомобилях с небольшим пробегом (обычно до 100 тысяч км), когда уверены в том, что масло не успело сильно засориться (его регулярно частично меняли).
Это довольно рискованная процедура, которая на старых или плохо обслуживаемых АКПП может привести к серьезной поломке коробки. Проблема в том, что если масло долго не меняли, оно успело засориться. И во время полной замены весь мусор может подняться и засорить важнейшие детали коробки. Привет, капиталка.
Когда делают частичную замену масла в коробке
Частичная замена проще, дешевле и безопасней. Ее делают на небольших пробегах (до 60 тысяч км) во время регулярных ТО и обычно живут спокойно.
Самый оптимальный вариант, который может гарантировать длительную работу АКПП — это регулярно частично менять масло в сроки, рекомендованные производителем. Иногда, по требованию и совету сервисников, производить полную замену масла в АКПП.
Как самостоятельно поменять масло в АКПП
Проконсультируйтесь в сертифицированном сервисе, какая замена нужна — полная или частичная. Полная замена возможна только в сервисе, потому что нужно специальное оборудование.
Частичную замену можно сделать в сервисе или самостоятельно. Потребуется эстакада или смотровая яма.
- На прогретом автомобиле открутить сливную пробку и снять фильтр.
- Подставить емкость для стекающего масла.
- Дождаться, пока масло перестанет стекать.
- Заменить фильтр в АКПП.
- Закрутить сливную пробку.
- Измерить объем слитого масла. Обычно это половина всего объема масла в АКПП.
- Через трубку щупа долить свежее масло ровно в том же объеме, который слили.
- Проверить уровень масла и при необходимости скорректировать.
Как выбрать масло для замены в АКПП
На самом деле жидкость для АКПП, которую мы называем маслом, является Automatic Transmission Fluid.
- Как и моторное, трансмиссионное бывает минеральным или синтетическим, с разным набором присадок, определенной вязкостью. Поэтому при выборе ATF лучше прочитать рекомендации производителя или проконсультироваться в сервисном центре.
- Также важно учитывать условия эксплуатации.
- Можно выбрать оригинальное масло. Оно, конечно, дороже, зато точно подходит АКПП вашего автомобиля. А можно купить универсальный ATF. Он будет дешевле. Тут главное убедиться, что универсальный вариант разрешен для использования вашего авто.
- Как и в случае с моторным маслом, трансмиссионное не должно быть поддельным.
- Крайне нежелательно смешивать масла с разными характеристиками.
Сколько стоит замена масла в коробке передач
Стоимость работ в мегаполисе (не Москве):
- 1500 рублей частичная замена масла в АКПП;
- 3000 рублей полная (аппаратная) замена масла в АКПП.
Если верить Яндекс.Маркету, то самое недорогое трансмиссионное масло можно купить за 932 рубля (минеральное, 4 литра). За самое дорогое просят аж 35 тысяч рублей (синтетическое, 4 литра). Средняя стоимость качественного синтетического ATF составляет от трех до пяти тысяч рублей за 4 литра. За фильтр нужно заплатить 1-2 тысяч рублей.
Кратко
- Масло в АКПП нужно менять по рекомендации производителя или если появились проблемы в коробке.
- Уровень и качество масла можно проверить щупом.
- Обычно делают частичную замену масла. Ее можно произвести самостоятельно.
- Полную замену масла делают с осторожностью и только в сервисе.
- При замене можно выбрать оригинальное или универсальное масло АКПП.
- Стоимость замены масла от 1500 до 3000 рублей.
- Средняя стоимость масла для АКПП — 4000 рублей.
Автор: Анастасия Игнатова
Источник https://cars.avtocod.ru/blog/zamena-masla-v-akpp-kogda-nuzhno-pozabotitsa-ob-avtomate-523.html