Как выбрать датчик положения селектора
Автоматическая коробка передач на удивление хорошо вписываются в конструкция современных автомобилей. Речь идет не только о совместимости механизмов, но и о том, что ЭБУ может быстро считывать данные с АКПП и запускать соответствующие программы. Задачи считывания и передачи данных выполняют датчики. Всего существует 4 основных датчика АКПП и несколько вспомогательных. В данном материале мы будем рассматривать датчик положения селектора, который помогает ЭБУ «следить» за положением рукояти селектора. Читатель узнает об устройстве датчика, его неисправностях и методиках выбора нового устройства в случае поломки.
Коротко о датчиках коробки-автомата
Параметры работы автоматической коробки передач и связанных с ней узлов считываются специальными датчиками, которые отправляет сигнал на ЭБУ через блок АКПП и дают «мозгам» понимание того, какую именно программу (рабочую или аварийную) необходимо задействовать. К датчикам АКПП относят:
- Датчик скорости. Служит для определения частоты вращения выходного и входного валов;
- Датчик положения селектора (датчик ингибитора). Определяет положение рукояти селектора;
- Датчик температуры. Терморезистор, определяющий температуру рабочей жидкости АКПП;
- Датчик давления. Как несложно догадаться из названия, определяет давление рабочей жидкости, а по факту – интенсивность ее циркуляции в каналах агрегата. Таких датчиков может быть несколько.
К вспомогательным датчикам принято относить те, которые не имеют прямого отношения к коробке передач. Например, датчик педали тормоза, сигнал с которого считывается блоком управления при блокировке селектора при выборе позиции «Р». Еще одним вспомогательным устройством является датчик положения дроссельной заслонки, об особенностях которых мы писали в данном материале . Он помогает ЭБУ понять, какова нагрузка на двигатель и какая передача будет оптимальной. Также в вспомогательным устройствам относят датчик положения педали газа, определяющий запрос режима движения водителем.
Устройство и функции датчика положения селектора
Исходя из названия датчика несложно догадаться, за что он отвечает. Если бортовая электроника работает нормально и ЭБУ может непрерывно считывать сигнал с устройство, то вся система работает следующим образом:
- Водитель выбирает положение рычага селектора;
- Кулиса занимает соответствующую позицию и датчик ее фиксирует, а затем передает сигналу блоку управления коробки-автомата;
- ЭБУ запускает наиболее подходящую программу;
- В зависимости от полученного сигнала в подходящем режиме начинает работать гидравлическая система – происходит открытие нужных клапанов, зажимаются фрикционные диски и включается соответствующая передача.
Несмотря на то, что датчик определяет положение селектора и работает в тандеме с бортовой электроникой, он должен выполнять несколько побочных задач и отвечать за нормальную работу других комплектующих. В частности, он отвечает за:
- Включение ламп заднего хода;
- Контроль работы стартера при положениях селектора “P” и “N”.
По своей сути датчик положения селектора является потенциометром. Напоминаем, что потенциометром принято называть резистор, имеющий подвижный отводной контакт . Его сопротивление зависит от того, какое положение занимает ползунок. В отличие от реостата, потенциометр регулирует напряжение. В зависимости от величины электрического сопротивления в нем происходит изменение выходного напряжения, которое регистрируется электронным блоком. Обычно датчик фиксируется болтами под Torx T27 и его легко демонтировать, но вот корпус не всегда бывает разборным, что может стать проблемой при попытке ремонта, а не полной замены устройства. В этом случае может потребоваться рассверливание заклепок.
Подробнее о неисправностях
Несмотря на большой эксплуатационный ресурс, датчик положения селектора может полностью выйти из строя, о чем будет свидетельствовать ошибки P0705-P0709, а также P0814 и P0819. О том, как можно считывать ошибки OBD-2 мы писали в данном материале. К основным причинам возникновения этих ошибок принято относить:
- Загрязнение трансмиссионной жидкости;
- Нарушение целостности проводки датчика положения селектора;
- Нарушение целостности проводки выключения положения парковка-нейтраль;
- Неисправность блока управления;
- Повреждение датчика селектора;
- Нарушение целостности корпуса клапана:
- Повреждения кабеля управления.
В случае проблема с датчиком селектора автолюбитель столкнется со следующим:
- Обездвиживание автомобиля вследствие отключения электроники (очень редкий случай);
- Загорание лампочки “Check Engine”;
- Переход АКПП в аварийный режим;
- Толчки не при переключении передач;
- Не загораются знаки, соответствующие текущему положение селектора;
- Автомобиль не движется задним ходом;
- Снижение топливной экономичного авто;
- Выставляется только первая скорость.
Как правило, водитель осознает проблему при выборе конкретной передачи и отсутствии адекватной реакции со стороны автомобильного агрегата. При этом на табло загораются значки, не соответствующие выбранной передаче. Во многих случаях становится невозможным движение задним ходом . Чтобы точно убедиться в исправности датчика положения селектора проделайте следующее:
- Запустите стартер, не выключая стояночный тормоз (или выставив нейтральную передачу);
- Выставьте задний ход и попытайтесь тронуться;
- Выставьте первую скорость и начните движение;
- По ходу движения выставляйте более высокие скорости;
- Сбросьте ошибки, указанные в начале данного раздела, и повторите.
Во время данной проверки следите за поведение автомобиля, а также наблюдайте за таблом – на нем должны высвечиваться знаки, соответствующие выбранной передаче. В отдельных случаях коробка передач продолжит работать в штатном режиме, однако индикация выбранной передачи пропадет. Здесь рекомендована диагностика на СТО. В данной ситуации вышеуказанная методика диагностики не всегда дает четкого понимания работоспособности датчика.
Обслуживание устройства
Если вы столкнулись с вышеуказанными проблемами и точно уверены в том, что они вызваны неисправностью датчика, то у вас есть два варианты: заменить устройство или приступить к его обслуживанию и ремонту. Сразу отметим, что второй вариант не всегда дает желаемый результат и он должен заинтересовать в первую очередь тех автолюбителей, которые хотят сэкономить на покупке новой запчасти . Вот что необходимо сделать:
- Выставить нейтральную передачу;
- Отсоединить клеммы аккумулятора;
- Снять кожух АКПП (может потребоваться демонтаж колеса);
- Добравшись до датчика, очистите его с помощью WD-40;
- Начните выкручивать болты (если не поддаются, обработайте WD-40 и подождите);
- Снять датчик и фишку питания.
Запчасти на mazda 2
Запчасти на mazda 2
Заметьте, что даже после снятия крепежей датчик может не поддаваться. Аккуратно водите его из стороны в сторону до тех пор, пока он не выйдет из посадочного места. В случае, если у датчика неразборной корпус, его придется рассверливать. Обслуживание выглядит так: добравшись до «начинки» датчика очистите его, продуйте, восстановите целостность контактов и проводов. Внутри вы найдете несколько мелких деталей, которые обычно называют толкателями – их стоит снять и отложить в сторону, дабы не потерять в ходе работы. Учтите, что во время демонтажа вы можете повредить контактные группы. Их нужно «прозвонить» сразу после того, как вы разобрали датчик. Если группа повреждена, проще будет купить новый датчик, а не пытаться восстановить имеющийся.
Выбор нового датчика
Подобрать новый датчик положения селектора несложно – данные устройства не всегда бывают взаимозаменяемыми, но их совместимость с конкретными моделями авто указывается офлайн- и онлайн-магазинами довольно точно. Покупать можно как оригинальные датчики, так и аналоги. Сразу отметим, что большая часть аналогов выпускается теми же фирмами, которые являются поставщиками на конвейер. Это гарантирует высокое качество изделий. Сам поиск можно вести по:
- VIN-коду транспортного средства;
- Артикулу датчика;
- Техническим параметрам вашего автомобиля.
В каталоге Avto.pro реализован интуитивно понятный поиск, при котором владелец авто указывает сначала марку, затем модель транспорта, а далее выбирает запчасть из нужной категории. Весь поиск занимает не более минуты. В списке результатов поиска можно видеть как оригинальные запчасти, так и взаимозаменяемые аналоги. Если вы отдаете предпочтение аналогам, то выбирайте продукцию таких фирм:
- ACDelco (США);
- Hyundai-Mobis (Южная Корея);
- Q-Fix (Нидерланды).
В ходе поисков нового датчика вы можете столкнуться с продукцией сомнительных фирм, которые, предположительно, является или чисто китайскими, или размещают свое производство в Китае и выдают готовые датчики за, например, европейский продукт. Если стоимость продукции таких фирм сильного ниже аналогов от тройки вышеуказанных фирм, то мы не рекомендуем совершать покупку – хоть на первый взгляд она крайне выгодно, само изделие может иметь небольшой эксплуатационный ресурс.
Вывод
Датчик положения селектора АКПП довольно живуч и выходит из строя лишь спустя много лет эксплуатации. К счастью, большая часть датчиков на вторичном рынке является продуктом известных компаний с хорошей репутацией. Новое устройство может стоит недешево, так что советуем попробовать отремонтировать старое – нередко это дает хороший результат. Если вам все же придется покупать новый датчик, берите или оригинал, или продукт одной из указанных в предыдущем разделе фирм. Экономить на данной запчасти не рекомендуется, иначе вы рискуете столкнуться с проблемой быстрого выхода из строя новой запчасти с последующими денежными тратами.
Источник https://avto.pro/autonews/kak_vibrat_datchik_polozheniya_selektora-20200410/