Что такое торможение двигателем и как правильно его применять

Что такое торможение двигателем и как правильно его применять

Торможение двигателем — крайне полезный и эффективный приём, владеть которым должен каждый автолюбитель. Объясняем, как правильно и безопасно осуществить торможение двигателем, изучаем его плюсы и минусы

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock
Замедлить автомобиль можно не только с помощью рабочей тормозной системы.

Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ.

Что такое торможение двигателем

Торможение двигателем — это процесс замедления транспортного средства путем снятия ноги с педали акселератора, иногда в сочетании с последовательным переключением передач вниз. Прием может применяться как самостоятельно, так и одновременно с использованием штатной тормозной системы.

При отпускании педали акселератора при включенной передаче двигатель перестает придавать ускорение и начинает затормаживать автомобиль. Это происходит за счет замедляющих сил в двигателе и последовательного переключения передач сверху вниз.

Фото: Shutterstock

Фото: Michael Hartmann / imagebroker.com / Global Look Press

Технически такое торможение выглядит следующим образом. При отпускании педали газа на включенной передаче и при отпущенной педали сцепления (на автомобиле с «механикой») дроссельная заслонка бензинового двигателя закрывается, а топливо перестает подаваться в цилиндры. Во впускном коллекторе возникает сильное разрежение, гасящее энергию работы поршней. Автомобиль перестает набирать ход или поддерживать скорость и начинает плавно замедляться. Такое замедление нельзя назвать эффективным на фоне замедления штатными тормозами, но оно происходит быстрее, чем при движении накатом — на нейтрали или с выжатой педалью сцепления.

Чтобы усилить эффективность торможения двигателем, применяется прием последовательного переключения передач с более высокой на пониженную: с четвертой на третью, вторую, первую. Такое переключение позволяет поднять обороты двигателя и погасить большее количество крутящего момента непосредственно в моторе. В процессе такого торможения энергия поступает не от двигателя на колеса, а от колес и трансмиссии в двигатель — коленчатый вал совершает вынужденную работу.

На практике торможение двигателем в том или ином виде применяется в самых разных ситуациях — для плавного замедления автомобиля в «рваном» городском потоке, для безопасного торможения на скользкой дороге, при отказе тормозной системы, при длительном спуске с горы и при спортивной езде на гоночном треке.

Торможение двигателем имеет массу полезных свойств

Торможение двигателем имеет массу полезных свойств (Фото: Shutterstock)

Плюсы торможения двигателем

Торможение двигателем имеет массу полезных свойств. Вот лишь наиболее важные из них:

Экономия топлива

При размеренной, плавной езде в городском потоке использование приема торможения двигателем не просто повышает комфорт передвижения, но и позволяет экономить топливо. Выжимая сцепление и размыкая трансмиссию, то есть двигаясь накатом, вы вынуждаете двигатель переходить на холостой ход — в камеры сгорания начинает впрыскиваться топливо для поддержания работы мотора. При торможении двигателем горючее в камеры сгорания не поступает.

Читать статью  Где находится термостат в автомобиле

Увеличение ресурса тормозной системы

Применение приема торможения двигателем увеличивает ресурс тормозных колодок и дисков. Часть энергии гасится не ими, а мотором автомобиля.

Снижение опасности заноса на скользком покрытии

При грамотном использовании приема торможения мотором снижается вероятность заноса автомобиля на скользком и мокром покрытии. Именно по этой причине чаще всего такой прием применяется зимой. Заблокировать колеса при торможении двигателем достаточно сложно, но возможно.

Возможность длительного торможения

При длительных спусках в горной местности существует высокий риск перегрева тормозов. На таких участках водителям рекомендуется в обязательном порядке прибегать к торможению двигателем — это частично или полностью снимает нагрузку с тормозной системы.

Возможность экстренной остановки

Иногда торможение двигателем помогает водителям спасти жизнь. При отказе тормозов этот метод позволяет замедлить транспортное средство и избежать ДТП.

Охлаждение мотора

При экстремальных нагрузках, к примеру, во время спортивных соревнований, прием торможения двигателем позволяет разгрузить не только тормоза, но и двигатель. В процессе такого торможения, напомним, вспышек в камерах сгорания не происходит, а охлаждающая жидкость и масло продолжают прокачиваться. Это позволяет эффективнее охлаждать агрегат.

Приём торможения двигателем позволяет разгрузить не только тормоза, но и двигатель

Приём торможения двигателем позволяет разгрузить не только тормоза, но и двигатель (Фото: Shutterstock)

Минусы торможения двигателем

В среде отечественных автомобилистов принято считать, что торможение двигателем вредит мотору и трансмиссии. Профильные эксперты с этим категорически не согласны. Минусы действительно можно отыскать, но они относятся скорее к безопасности.

Риск собрать «паровозик»

При торможении двигателем стоп-сигналы автомобиля не загораются. Такой маневр может стать сюрпризом для других участников дорожного движения. Комбинированное экстренное торможение с одновременным использованием тормозной системы и двигателя существенно повышает риск собрать «паровозик».

Вероятность заноса

При неправильном выборе передач, грубой работе с педалью сцепления и отклонении от прямолинейного движения во время торможения двигателем, особенно на переднеприводном автомобиле, возникает риск возникновения заноса — автомобиль может развернуть вокруг передней оси.

Повысить эффективность торможения двигателем на машине с коробкой автомат можно самостоятельным переключением передач вниз в ручном режиме

Повысить эффективность торможения двигателем на машине с коробкой автомат можно самостоятельным переключением передач вниз в ручном режиме (Фото: Shutterstock)

Повышенная нагрузка на привод ГРМ

Во время грубого торможения двигателем с неправильным выбором передач и резкой работой педалью сцепления существенно возрастают нагрузки на привод газораспределительного механизма — ремень или цепь. При неумелом выполнении приема возможен их обрыв, и, как следствие, дорогостоящий ремонт двигателя.

Повышенная нагрузка на уплотнения

Повышенное разрежение во впускном коллекторе при торможении двигателем может приводить к разгерметизации уплотнений и подсосу неучтенного воздуха. Такое возможно лишь на уже «уставших» и требующих внимания двигателях.

Читать статью  Промывка двигателя при замене масла

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Возможность поломки при торможении мотором — глупости. Такое торможение идет машине только на пользу. И ресурс выше, и торможение эффективнее… Когда тормозишь мотором с высоких оборотов, нагрузки на двигатель нет. Температуры низкие, вспышек в цилиндрах нет, при этом насос работает эффективно и масло все охлаждает, давление в системе высокое. Высокое давление масла — для двигателя благо. Мотором тормозить и эффективно, и очень полезно. В вакуумном усилителе также возникает хорошее разрежение — становится легче тормозить».

Как тормозить двигателем на «механике»

Алгоритм действий при торможении двигателем на машине с «механикой» прост. К примеру, вы видите перед собой на достаточном расстоянии красный сигнал светофора. В этом случае можно отпустить педаль газа и продолжать катиться до тех пор, пока обороты двигателя и скорость движения не позволят вам переключиться на передачу ниже. Передачи переключаются вниз шаг за шагом, а скорость машины плавно падает. При необходимости машину можно полностью остановить, нажав педаль тормоза и выжав сцепление.

По-иному придется действовать при экстренном или спортивном торможении. В этом случае торможение двигателем сочетается с работой педалью тормоза — эффективность торможения возрастает до максимума, поскольку часть энергии гасит двигатель.

Например, вы мчитесь на скоростной трассе, и на дорогу неожиданно выбегает лось. В этом случае помимо стандартного экстренного торможения можно выполнить торможение двигателем, то есть, не отпуская педали тормоза, последовательно переключать коробку вниз. Главное — не крутить в процессе рулем и не перескакивать через передачу. Ни при каких условиях не рекомендуется переходить с высокой передачи сразу на вторую или первую. Это чревато блокировкой колес и потерей контроля над машиной.

При переключении механической коробки вниз применяют прием перегазовки. Он помогает мягко включить пониженную передачу и снять нагрузку с синхронизаторов и трансмиссии, а заодно предотвратить резкое смещение веса автомобиля на переднюю ось и уменьшить шанс блокировки колес.

Выполняется перегазовка следующим образом:

— выжимается сцепление;
— выключается передача (коробка в нейтрали);
— резким кротким нажатием открывается и закрывается газ;
— в момент падения оборотов включается пониженная передача;
— отпускается сцепление.

Как тормозить двигателем на автомате

Торможение двигателем возможно и на автомобилях, оснащенных автоматическими трансмиссиями. Как правило, на машинах с автоматом торможение мотором менее эффективно, чем на моделях с механикой, но осуществить его также можно.

При снятии ноги с педали газа машина с автоматом, как и автомобиль с механикой, будет замедляться. По мере падения скорости электроника самостоятельно выберет подходящую передачу и будет переключаться вниз в нужной последовательности.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Современные адаптивные коробки передач умеют подтормаживать двигателем принудительно, причем дроссельная заслонка закрывается не полностью. Это связано с выполнением норм токсичности — чтобы были маленькие насосные потери (из-за сильного разрежения картерные газы подсасываются в цилиндр)».

Читать статью  Устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя

Повысить эффективность торможения двигателем на машине с коробкой автомат можно самостоятельным переключением передач вниз в ручном режиме — с помощью селектора или подрулевых лепестков. Однако далеко не каждый автомат имеет возможность принудительного переключения. На старых агрегатах сбрасывать ступени невозможно. Подробности об алгоритме действий изложены в инструкции отдельно взятой модели.

При торможении двигателем стоп-сигналы автомобиля не загораются.

При торможении двигателем стоп-сигналы автомобиля не загораются. (Фото: Shutterstock)

Есть и еще одна особенность, о которой стоит помнить. Большинство автоматов, что называется, живут своей жизнью. У таких коробок есть умные блоки управления с «защитой от дурака», не позволяющей включить пониженную передачу при слишком высокой скорости.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Легче тормозить мотором с механической коробкой передач. Автомат всякий раз приходится переводить в спортивные режимы и вручную перещелкивать. Перевел в режим «спорт» или в ручное переключение — и начинаешь подщелкивать передачи».

Торможение двигателем на электрокаре

Возможность торможения двигателем заложена в любом современном электрокаре. Более того, эта функция позволяет не только эффективно замедляться, но и рекуперировать энергию — запасать ее в аккумуляторе, тем самым повышая запас автономного хода.

При торможении электрокара его силовой агрегат отключается от источника тока и переходит в режим генератора, то есть сам вырабатывает электроэнергию. В этом режиме в обмотках ротора возникают противоположно направленные токи, а на валу электродвигателя возникает тормозной момент. Запасенная кинетическая энергия переходит в электроэнергию и тепло. Электрическая энергия поступает в аккумулятор, а тепловая рассеивается за счет нагрева обмоток. Такой тип торможения обладает гибкими настройками: тормозящий момент можно плавно контролировать.

Когда лучше тормозить двигателем

Злоупотреблять торможением двигателем в условиях каждодневной езды на автомобиле не стоит, равно как и полностью отказываться от этого приема. Важно помнить, что само по себе такое торможение на автомобиле с ДВС не обеспечивает быстрого замедления, но позволяет увеличивать ресурс тормозов, сжигать меньше горючего и повышать безопасность передвижения.

Этот метод оправдан в соответствующих дорожных условиях. Комбинированное торможение (сочетание торможения двигателем с обычным торможением) — чрезвычайно эффективный прием, требующий детального освоения и практики.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Тормозить мотором нужно. Сегодня этот процесс не так эффективен, как был на карбюраторных двигателях. Тем не менее, все грузовики тормозят двигателем — это обязательное условие. Есть даже специальный горный тормоз, который закрывает заслонку на выхлопе и создает дополнительное сопротивление. Надо использовать энергию двигателя. В легковушке тоже нужно эту возможность использовать, пусть и в меньшей степени. На скользком покрытии лучше всего подтормаживать как раз мотором. А так — тормози ногами».

  • Автомагистраль: что это и чем она отличается от других дорог
  • Зачем пользоваться раскоксовкой двигателя и как правильно это делать
  • Крутящий момент двигателя: на что влияет и почему он так важен

Источник https://www.autonews.ru/news/625d03e29a79478d535f0d8a